Субота, 27.04.2024, 19:44 | Вітаю Вас Гість | Реєстрація | Вхід

Каталог статей

Головна » Статті » Мої статті

Размышления на тему: «Моя профессия»
Отдел образования
Кировского городского совета
Донецкой области

Размышления на тему: «Моя профессия»

Подготовила Сытник И.Г.,
учитель начальных классов
СОШ№1

Учитель...
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
В.Тушнова

«Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель», -читаем мы определение в Толковом словаре. Сухая лаконичная формулировка, но ведь всего в Толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь.
Меня часто спрашивают, почему я стала учителем. Попробую объяснить. Одного известного артиста спросили, как он пришел к своей профессии. Он ответил: «Моя профессия была предопределена- ведь я ро¬дился за кулисами театра». Так вот я почти родилась в школе: ведь моя мама-учительница.
Как я любила оставаться с мамой после уроков: школа пустела, мама проверяла тетради, я выбегала в пустой коридор и кричала: «Моя мама- учительница - а коридор мне гулко вторил: «Я -учительница!»
Иногда мама говорила мне, четырехлетней девочке: «Выбирай: педсовет или соседка тетя Катя». Я конечно же выбирала это сладкое слово педсовет! Меня сажали за первую парту рядом с портретом А.С. Пушкина. Учителя, проходя мимо, гладили меня сочувственно по голове и угощали конфетами. Весь педсовет я ела сладости, а Александр Сергеевич укоризненно смотрел на меня с портрета.
Эта «сладкая» жизнь имела свое продолжение. Джанни Родари в своем стихотворении «Чем пахнут ремесла?» пишет, что каждое дело имеет свой запах. А чем пахнет школа? Я знаю точно -выпечкой. Запах выпечки распространялся по всему коридору, заплывая в классы, маня к себе. После второго урока мамины ученики брали меня с собой в столовую и угощали там сладкими пирожками. До сих пор этот запах у меня ассоциируется со словом школа. Разве могла я после этого выбрать другую профессию?
Только недавно я поняла, как мало знала о школе и профессии учителя. Когда я делала свой выбор, мне было пятнадцать лет, и перед моими глазами возникал образ мамы: ведь она была моей первой учитель¬ницей, всегда доброжелательной и вместе с тем справедливой, требовательной. Мне захотелось быть похожей на нее, а значит, стать учителем. Многие меня отговаривали, даже мама, которая любит свою работу и школу, предупреждала о предстоящих трудностях, но я все равно сделала свой выбор и не жалею об этом.
В педагогическом училище нам много и часто говорили о значимости учительской профессии, но мы еще не осознавали этого в полной мере. В нашем представлении эта работа была легкой и простой: пришел в класс, провел уроки, проверил тетради.
Отчетливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект, и двадцать пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую. Первые слова давались с трудом, голос звучал напряженно и неестественно, и вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, я почувствовала себя актрисой, правда, пока еще никому не известной, но к которой обязательно придут признание и любовь зрите¬лей. Это они, мои маленькие «зрители», помогли мне в тот день почувствовать себя уверенной и сильной. Не добросовестно написанный конспект, а эти детские пытливые, требовательные, но одновременно все понимающие, добрые глаза стали для меня на том первом уроке спасительной «соломкой для утопающего». Позже, читая книгу Ш.А. Амонашвили
«Здравствуйте, дети», я поняла, что мои переживания в этот момент автор называет законом взаимности: «Пусть педагог всегда спешит к детям, ра¬дуется каждой встрече с ним; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». И правда, как же становится легко на душе, чувствуешь себя счастливой, когда видишь, что доставил радость маленьким человечкам. Не так давно это чувство я ощутила сполна. В конце учебного дня мои дети удивились, что так быстро закончились уроки. Неожиданно кто-то запел песню о дружбе, остальные подхватили. Трудно передать те чувства, которые я испытала в этот момент, ведь это моя очередная победа. Детям легко и интересно учиться, значит, я на правильном пути.
Урок идет за уроком, а коленки все дрожат, сердце бьется учащенно. И сама себя успокаиваю: «Это пройдет со временем», но не тут-то было. Опытные учителя говорят, что страх пройдет, а волнение - никогда, оно в учителе вечно.
Первые годы учительства для меня были самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем побед. Самое главное -предотвратить промахи или вовремя их исправить. Еще в начале моей работы на уроке литературы за чтение стихотворения наизусть я поставила Коле удовлетворительную оценку. Некоторые ученики возразили, напомнив мне, что он на этом уроке прочитал лучше, чем на предыдущих. Услышав мнение ребят, мне стало стыдно, что я не смогла этого увидеть, в отличие от своих учеников, хотя знала проблемы Коли с речью. Так дети преподнесли мне урок чуткости. Я, конечно, исправила отметку, но главное, я поняла, что надо уметь вовремя заметить успех ученика, поощрить и помочь раскрыться, -это и есть моя задача как педагога. Профессионализм нужен в любом деле, а в педагогике особенно. Учи¬телю следует повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей педагогической деятельности достижения науки и передовой опыт коллег. В нашем деле много практики, опыта, но мало науки. Педагогика-это постоянный поиск, одержимость, неудовлетворенность, творчество. Нельзя останавливаться на достигнутом. Педагогика-это не застывшая наука, а вечное движение вперед, решение каких-то очередных проблем и рождение новых. Изучая специальную литературу, новые технологии, методы, я определила для себя позицию педагогической деятельности - личностно-ориентированный подход к детям, который строится на учебном диалоге ученика и педагога. Исследовательская, творческая работа учащихся, умение анализировать, сопоставлять, совместная деятельность ученика и учителя помогают более полно изучать и развивать личность каждого ученика.
Если очень хочешь быть учителем, то оттачивай свое мастерство, будь настоящим профессионалом, для этого надо много знать, иметь чуткое сердце, добрую душу, любить детей и посвятить им ни много ни мало, а целую жизнь. Сделав свой первый выпуск, я поняла следующее: если я стремлюсь понимать детей, то и им тоже хочется понять меня и следовать за мной. Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». Правда, один из преподавателей в институте говорил, что невозможно любить чужих детей. Может, и нельзя, но а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить их, дать частицу тепла, -не это ли любовь! И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители? Я не бо¬юсь слова люблю и стараюсь, как можно чаще говорить детям: «Как я вас люблю», «Вы - лучшие». Люблю их разных: шалуна Ваню, внимательную Свету, непоседу Павлика, трудолюбивую Ксюшу.
Недавно мне посчастливилось побывать на Днепре. Стоя на берегу реки, я вдруг задумалась о сути своей профессии. Тысячелетия течет река, неиссякаемая, необозримая. Откуда Днепр берет силы? Это ручейки и маленькие речушки, обгоняя друг друга, собираются вместе, набирают силу и образуют мощный поток. Не в этом ли суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, общаться, различать добро и зло, с помощью учителя постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе.
Наблюдая за своими школьными коллегами, я поняла, что настоящий учитель должен «болеть», «гореть» своей профессией. На мой взгляд, одних знаний для этого мало, надо и внутри, всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние — учитель. Как часто на лицах незнакомых людей я читаю сочувствие при ответе на вопрос, кем и где я работаю. Да, престиж профессии в последнее время заметно упал.
-Неужели от этой сумасшедшей работы еще можно получать удовольствие? -с ужасом спрашивают меня знакомые.
-Да, можно работать за очень небольшую зарплату и чувствовать себя счастливым человеком ,-отвечаю я им.
Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для себя истину: «Кто же ты, педагог? В чем смысл твоего труда?» Пекарь через несколько часов радуется ис¬печенному хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы, агроном видит всходы, которые он вырастил. И только учителю надо трудиться и трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым. Учитель больше и чаще других недоволен собой и своей работой; а ошибки, допущенные в учительском труде, куда страшнее других ошибок: ведь они ранят детские души. Педагог в какой-то мере является актером. Он не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учителю всегда надо входить в класс со светлой душой, улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни.
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он -врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Вступая в педагогический мир, я почувствовала себя ребенком, входящим в жизнь, которому надо еще многому научиться. Я стараюсь быть для своих учеников надеждой и опорой, проявлять доброе отношение к ним, творчески подходить к своей работе, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах и не растерять за педагогическую жизнь человеческие качества. Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь, что не будет разочарований и я никогда не пожалею о выбранном пути.
Категорія: Мої статті | Додав: Irina1594 (06.03.2011) | Автор: Сытник Ирина
Переглядів: 2451 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: